Блог

Тренд на офис: почему компании против удаленки?

Статья

Почему компании в России против удалёнки в 2025 году?

Удалёнка теряет популярность в России: работодатели возвращают сотрудников в офис. Разбираем причины, тренды 2024 года и мнение сотрудников.
За последние годы удалённая работа успела пройти путь от вынужденной меры до полноценного аргумента в борьбе за таланты. Но сейчас маятник качнулся в другую сторону и все чаще работодатели требуют больше офиса.

По данным НИУ ВШЭ, число удалённых работников в России упало с 2,8 млн в начале 2022 года до 1,32 млн во втором квартале 2024-го. При этом в 2020 году численность в отдельные месяцы достигала 4,5 млн человек. И причины не только в изменении эпидобстановки.
Возврат в офис — рациональное решение или привычка?
Среди самых популярных обоснований у компаний: необходимость восстановления командной культуры, развития через «osmosis learning» (учись, наблюдая за старшими) и спонтанных инсайтов у кофемашины.

Но такое решение принимается и совсем по другим причинам:

1. Руководителям проще видеть людей за рабочими местами, чем оценивать результаты их труда. Присутствие в офисе становится своеобразной заменой продуктивности, пусть работает не эффективнее, но зато на глазах.

2. Компании продолжают платить за аренду офиса. Поддерживать пустующее пространство становится экономически невыгодно, и вместо переосмысления модели работы делается ставка на «максимальное использование имеющегося ресурса», то есть возвращение сотрудников.

3. Иногда возврат в офис становится инструментом «естественного отсева». Условия делают менее комфортными и часть сотрудников уходит сама. Это позволяет сокращать штат без прямых увольнений и затрат на компенсации.

4. Многие компании просто стремятся вернуться к привычному формату. Удалёнка появилась в их жизни не по доброй воле, а из-за внешних обстоятельств. Как только стало возможно, они вернулись к тому, что было раньше. Не потому что это лучше, а потому что это знакомо и понятно.
Удаленка помогает или мешает работать?
Данные о влиянии дистанционного формата на эффективность разнятся. Например, по данным отчёта Upwork, 22.5% руководителей заметили падение продуктивности сотрудников после перехода на удалёнку, а количество переработок, наоборот, выросло. Однако данные McKinsey демонстрирует другую картину: если в компании выстроены коммуникация и поддержка, эффективность может не только сохраниться, но и повыситься на 20-25%.

Удалёнка действительно делает труд более интенсивным, но при этом комфортным. А в комфортной среде, как ни парадоксально, многие люди работают лучше, не теряя энергии на дорогу, шумный open space и формальные ритуалы «присутствия».

💡 Что выбирают сотрудники?

Сервис «Работа.р» в 2024 году выяснил:

• 33% респондентов хотят полностью работать из дома.

• 30% выбирают гибрид.

• 67% ценят возможность сами строить график.

• 65% говорят о выгоде (экономия на транспорте и питании).

Удалёнка остаётся приоритетной. Особенно для поколения Z, которое уже через год-два будет занимать четверть всего рынка труда. Они не просто хотят гибкости, они её требуют.

🤝 Как найти баланс?

Гибридный формат — промежуточное решение, к которому всё чаще приходят компании. Более половины (60%) компаний в России работают в гибридном формате, а 28% опрошенных работодателей позволяют сотрудникам выстраивать график присутствия в офисе.

Тем не менее, если у сотрудника есть доверие, автономия, поддержка — он будет эффективен хоть дома, хоть в офисе. Но если решение о возвращении продиктовано страхом, арендой офиса или удобством для руководства, то цена будет высокой: выгорание, отток и снижение вовлечённости.
Следите за актуальной ситуацией на рынке tech и digital с нами в Телеграме 🫶